| ||||||||
|
| |||||||
Коррекционно-образовательная деятельность
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников педагогический и медицинский коллектив детского сада строит на основе программы развития слабовидящего ребенка, которая разработана с учетом основных положений программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под редакцией Л.И. Плаксиной, научных и методических рекомендаций таких авторов, как М.И. Земцова, Л.А. Григорян, Л.И. Солнцева, В.З. Денискина, Т.Я. Святковская.
Программа включает ведущие направления деятельности учреждения: · диагностическое направление ориентировано на комплекс мероприятий (медицинских и педагогических), направленных на отслеживание параметров здоровья, выявление степени и характера зрительного дефекта, определение уровня психического и физического развития детей; осуществление контроля за умственной и физической нагрузкой на детей в организованных формах обучения; систематический анализ заболеваемости с установлением причин; создание картотеки диагностических методик.
· лечебно-восстановительное направление предполагает создание благоприятных гигиенических условий для восстановления зрительных функций; назначение индивидуальных зрительных нагрузок; оптические, плеоптические и ортоптические методы лечения, подготовку к хирургическому лечению и послеоперационную реабилитацию; постоянное наблюдение детей врачом-окулистом; зрительно-тренировочные упражнения; лечение сопутствующих заболеваний (поражений центральной нервной системы, заболеваний опорно-двигательного аппарата, челюстно-лицевых аномалий).
· коррекционно-развивающее направление осуществляет систему специальных занятий со специалистами разного профиля (тифлопедагог, логопед, психолог) по индивидуальным планам; реализацию мероприятий по формированию компенсаторной системы слабовидящего ребенка (осязания, слуха, обоняния, сенсомоторных навыков, ориентировки в пространстве); комплекс мероприятий по гигиене, охране и развитию неполноценного зрения; разработку системы коррекционно-развивающих игр и упражнений и их четкое планирование; подготовку к аппаратному лечению; организацию во время занятий разнообразных тренировочных упражнений для зрения; формирование способности адаптироваться в коллективе здоровых детей. Таким образом, наряду с медицинской коррекцией зрения наши воспитанники получают комплекс психолого-педагогической помощи. Тифлопедагогическая работа направлена на коррекцию отдельных сторон психического развития, на формирование системы зрительного восприятия, сенсорных эталонов, перцептивных действий, навыков ориентирования, компенсаторных механизмов. Логопедическая служба обеспечивает исправление речевых дефектов с учетом характера, степени и этиологии зрительных нарушений и развитие всех сторон речи.
Формы организации детей – индивидуальные и подгрупповые – позволяют максимально учитывать зрительные нагрузки, этап лечения, осуществлять правильный подбор коррекционных приемов и методов.
· оздоровительно-профилактическое направление включает введение ступенчатой системы адаптации к условиям детского сада (начиная с 2-х часов пребывания в группе до полного дня); оптимизацию двигательного режима в ДОУ; работу по совершенствованию опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки; приобщение детей к здоровому образу жизни; воспитание гигиенических навыков; закаливающие процедуры; сезонное оздоровление (солнечные ванны, водные процедуры, босохождение); рациональное сбалансированное питание, С-витаминизацию третьего блюда; своевременное проведение оздоровительных мероприятий с использованием щадящих, преимущественно немедикаментозных технологий с целью повысить защитные свойства организма, способность противостоять болезням (фитотерапия, фиточаи, массаж, фитанцидотерапия, дыхательная гимнастика и др.); медикаментозно-профилактические мероприятия (витаминотерапия, виторонотерапия, ассильтерапия, применение фитоадаптогенов, люголизация зева, ингаляции, кварцевание, закладывание оксолиновой мази в носовые ходы); при наличии хронических заболеваний – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса; профилактический углубленный осмотр детей специалистами из детской поликлиники.
В детском саду разработана и действует система физкультурно-оздоровительной и коррекционно-профилактической работы. Основой ее функционирования является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовки детей.
Составляется карта здоровья, которая служит основанием для конкретных рекомендаций педагогам по назначению закаливающих и физиопроцедур, на участие каждого ребенка в разных формах физической активности, на проведение профилактических мероприятий, коррегирующей гимнастики. Физкультурные занятия строятся с учетом функционального состояния здоровья каждого ребенка и уровня его подготовленности. При этом дифференцируются сложность движений, нагрузка на детей, определяется четкая последовательность обучения, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного. · образовательное направление предусматривает организацию лечебно-оздоровительного режима, построенного с учетом состояния здоровья и нарушенных функций зрения ребенка; адаптацию образовательных программ к особенностям работы со слабовидящими детьми, медицински и педагогически обоснованную, строго регламентированную, оптимально организованную игровую, познавательную, интеллектуальную, двигательную, художественную, трудовую деятельность; методически целесообразную систему образовательных и коррекционных занятий с учетом зрительной нагрузки каждого ребенка; создание условий для развития индивидуальных способностей детей через организацию деятельности кружков по интересам (изобразительная деятельность, ритмическая гимнастика), специальную подготовку педагогического коллектива в вопросах коррекционной педагогики, формирование готовности к работе со слабовидящими детьми.
В детском саду дети воспитываются в непринужденной обстановке, по желанию выбирают себе занятия, могут свободно, на равных со взрослыми выразить свое мнение, с чувством собственного достоинства сказать «Я не согласен» и объяснить свое несогласие. Педагоги доверяют детям, помогают им раскрепоститься, создают для них безопасное психологическое пространство, формируют чувство собственного достоинства, учат адаптироваться в обществе с имеющимся у них зрительным дефектом.
Форма занятий (подгрупповая и индивидуальная), их содержание, использование игровых приемов, стиль общения с детьми способствуют формированию детской общности, где каждый чувствует себя способным справиться с любой задачей и при этом действовать слаженно, преодолевать страх, неуверенность, избегать конфликтов. А это оптимальный путь формирования психологической и интеллектуальной готовности к обучению.
Задачу развития познавательной активности детей, творческого подхода к познанию и деятельности с полным основанием определяем как важнейшую в подготовке к школе. В связи с этим сквозной линией через любой вид деятельности в нашем детском саду проходит развитие основных психических процессов – восприятия, мышления, внимания, памяти, речи. При этом на тифлопедагогических занятиях со старшими дошкольниками упор делается на развитие логического мышления, увеличение объема памяти, овладение приемами эффективного запоминания, тренировку концентрации и устойчивости внимания. Большая работа проводится дефектологами и воспитателями над развитием разных видов восприятия, памяти, внимания – слухового, зрительного, тактильного, обонятельного. Для этого используется множество интересных приемов, в том числе и межанализаторное взаимодействие: обследование на ощупь различных поверхностей, счет на слух, определение по голосу, по запаху и по вкусу и пр.
Развивая познавательную деятельность, педагоги стараются не давать детям готовых знаний, образцов действий, а стимулировать ребенка на их поиск, развивать познавательную инициативу путем создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формировать умение спрашивать, наблюдать, планировать работу, прогнозировать результаты, контролировать и оценивать свои действия.
Широкое применение в практике работы ДОУ находят такие методы и приемы, как экспериментирование, моделирование, конструирование, развивающие дидактические игры и упражнения, логические задачи и т.д.
· координационное направление представлено формированием системы непрерывной лечебно-профилактической и коррекционно-педагогической работы; сотрудничеством медицинской, педагогической и психологической служб на основе взаимопонимания и взаимодополнения, уважения ролей и значимости каждого специалиста; своевременностью включения всех специалистов в определение стратегии медико-психолого-педагогической помощи ребенку; созданием системы интегрированных занятий как формы комплексного воздействия на личность ребенка.
Рассматривая проблему воспитания у слабовидящих детей правильного отношения к своему зрению как весьма актуальную, решение ее видим в реализации программы валеологического воспитания детей с нарушением зрения «Зоркость», автором которой является педагог-психолог детского сада Белобородова Л.В. Программа предлагает систему формирования знаний детей о строении и функциях глаз, способах охраны и укрепления своего зрения. В рамках программы используем цикл валеологических занятий, игры, тренинги, беседы, экспериментирование («Почему лучше смотреть в оба?», «Поставь точку» и др.), сборник художественного слова «Ребятишкам про глаза».
В детском саду выработана система работы с родителями. Привлечение потенциала семейного воспитания не случайно. Полноценное всестороннее развитие ребенка невозможно без участия самых близких ему людей – родителей. Наша стратегия взаимодействия детского сада с семьей предполагает включение родителей в активное обсуждение проблем воспитания, обучения и развития детей на основе дифференцированного подхода к каждой семье. В центре таких обсуждений – бесед – личность ребенка, его физическое и психическое здоровье, всесторонний учет его способностей. Наиболее эффективными считаем индивидуальные формы работы педагогов с родителями, которые способствуют взаимному углублению знаний о ребенке, носят конкретный и действенный характер.
Вовлечение их в разные формы совместной детско-взрослой деятельности позволяет добиваться не только положительных результатов в коррекционной работе, но и способствует повышению качества образовательного процесса. Изучение степени удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ (по методике кандидата педагогических наук Е.Н. Степанова) позволило выявить высокий уровень родительской удовлетворенности – 3,4 балла.
Эффективность коррекционно-педагогической и лечебно-профилактической работы учреждения подтверждается положительной динамикой исправления нарушенных зрительных функций. Ежегодно восстановление бинокулярного зрения отмечается у 7-12% детей. Острота зрения повышается у 60-100% воспитанников, 22-35% малышей показывают уменьшение угла косоглазия.
Взаимодействие педагогического и медицинского персонала позволяет компенсировать и вторичные отклонения в физическом и психическом развитии слабовидящих дошкольников.
Стабильные результаты дает работа по исправлению речевых дефектов: полная коррекция речи отмечается в среднем у 60-70% детей-логопатов; значительное улучшение речевой патологии имеют 35-40% воспитанников.
Об успешной деятельности коллектива детского сада по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья детей говорят хорошие результаты по формированию двигательных умений и навыков, правильной осанки, снижение заболеваемости. В течение десяти лет в ДОУ не зарегистрированы случаи инфекционных заболеваний и детского травматизма. А уровень соматической заболеваемости, как правило, ниже городских показателей.
Комплекс мероприятий по развитию у детей психофизиологических и психосоциальных школьно значимых функций позволяет добиваться безболезненной адаптации выпускников детского сада в школьном коллективе.
Хорошо понимая необходимость единства подходов к организации коррекционно-педагогической работы со слабовидящими детьми как дошкольного, так и младшего школьного возраста, педагоги детского сада пятый год сотрудничают с педагогическим коллективом школы № 18, в которую поступает 60% наших выпускников. Установлены систематические деловые контакты между педагогами, три года работает совместная проблемная группа по вопросам преемственности дошкольного и начального школьного образования слабовидящих детей, на заседаниях которой мы рассматриваем психологические и методические аспекты общеразвивающей и коррекционно-развивающей подготовки детей к школе, обсуждаем проблемы адаптации детей к обучению в 1-ом классе, ищем пути и методы , обеспечивающие эффективное поступательное развитие каждого ребенка. Практикуем взаимопосещения уроков в школе и занятий в детском саду, совместные родительские встречи. Такой подход обеспечивает успешное решение задач по безболезненной адаптации детей в школе и позволяет строить коррекционно-образовательный процесс как единый и непрерывный.
С удовлетворением отмечаем 100%-ую успеваемость бывших воспитанников в начальной школе, на «4» и «5» обучаются от 60 до 75% детей. | ||||||||
| ||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |